Впоследствии появились сообщения, что Фирташ под давлением обвинительных заявлений Тимошенко якобы отказался покупать «Надра».
Но на самом деле олигарх не оставил надежд сделать этот банк стержнем своего бизнес-конгломерата, о чем свидетельствуют события, о которых узнали в ходе расследования злоупотреблений в банке «Надра».
Банк «Надра» был создан в 1993 году нынешним депутатом от партии «Единый центр» Виктором Тополовым и его партнерами по группе "Киев-Донбасс".
В 1997 они продали этот тогда еще малоизвестный банк "Надра" новым владельцам. Ими оказались граждане США с херсонским корнями - братья-близнецы Илья и Вадим по фамилии Сегаль.
На момент, когда Сегаль приобрели банк «Надра», они владели в России «Петрофф-банком».
Загадочные братья никогда не давали интервью, не были известны широкой публике, и не фигурировали в официальной информации о владельцах банка «Надра».
Приходилось слышать довольно оригинальную версию, почему они не афишировали свою роль - как будто в 1990-х братья Сегаль приобрели свой московский «Петрофф-банк» у Севы Могилевича, и чтобы не бросать тень на банк «Надра», решили не обнародовать свое участие в украинском банке.
Партнером братьев Сегаль был Игорь Гиленко, который до 2009 занимал должность руководителя банка. Четвертым участником был Вадим Пьятов.
Этот квартет, в который входили братья Илья и Вадим Сегаль, Игорь Гиленко и Вадим Пьятов до последних событий владел контрольным пакетом банка «Надра» - чуть больше 50%.
При этом на сайте банка в списке акционеров фигурировали лишь две последние фамилии: Игорь Гиленко - 33.4% и Вадим Пьятов - 19.6%.
На самом деле эти две цифры следовало суммировать и разделить на четыре - получится примерная картина распределения внутри контрольного пакета банка.
В банке «Надра» также был второй пул акционеров, который владел более 33%.
В начале 2000-х годов братья Сегаль продали этот пакет харьковском олигарху Александру Ярославскому и его младшему партнеру Эрнесту Галиеву.
Ярославский с Галиевым тогда владели «Укрсиббанком». Их отношения с другой группой акционеров банка «Надра» не заладились. Владельцы контрольного пакета не допускали харьковчан к инсайдерской информации, опасаясь поглощения со стороны «Укрсиббанка».
В конце концов, Ярославский и Галиев назвали своё непродолжительное участие в капитале банка «Надра» «портфельной инвестицией» и продали свой пакет группе западноукраинских бизнесменов, в которую входили бывший депутат, начальник избирательного штаба Литвина 2006 Игорь Еремеев, а также Петр Дыминский и Сергей Лагур.
Фронт-менеджером этого пакета был Лагур. На сайте банка «Надра» указано, что именно он владеет 33,7%. На самом деле этот пакет он держит совместно с Еремеевым. Третий участник - экс-депутат Петр Дыминский - вроде бы вышел из числа акционеров.
Свидетельством того, кто был реальными владельцами «Надр», является распределение рабочей площади в центральном офисе банка. Так, Еремеев и Лагур поселились на седьмом этаже здания по улице Артема, а братия Сегаль - на восьмом.
Такова была структура собственности на начало финансового кризиса в 2008 году, а информация о трех акционерах «Надра» - Гиленко, Пьятова и Лагура - до сих пор вывешено на сайте банка, хотя она уже не имеет ничего общего с реальностью.
Фирташизация «Надра-банка»
Осенью 2008 года интерес к банку «Надра» проявил Дмитрий Фирташ. Он провел переговоры, после чего то ли уплатил задаток за банк, то ли всю сумму. Официальной информации по этому поводу не существует, а неофициально источники рассказывают, что Фирташ передал 45 миллионов долларов.
Но трудно сказать - это полная цена за банк в условиях кризиса, или только аванс. Ибо разница в цифрах выглядит шокирующе - несколько лет назад владельцы «Надра» планировали вывести его на IPO и получить капитализацию в 2 миллиарда долларов.
Акции банка были оформлены на кипрские оффшоры, которые и продавались Фирташу. По словам источников, сделка была закрыта 23 декабря прошлого года.
Зато точно известно, что Фирташ подал в Нацбанк гарантии своей «Group DF» на получение «Надра» рефинансирования - олигарх этого никогда не стал бы делать, не имея гарантий вхождения в собственность банка.
Но при этом Фирташ оставил старое руководство банка во главе с председателем правления Игорем Гиленко до проведения собрания акционеров. Однако обострение экономического кризиса, блокировка акционерных сборов и вывода средств из банка заставило сменить власть в «Надра» другим путем.
10 февраля 2009 года Нацбанк по просьбе группы Фирташа ввел в «Надра» временную администрацию во главе с Валентиной Жуковской.
Жуковскую рекомендовал партнер Фирташа по каналу «Интер» Валерий Хорошковский, которую он хорошо знал, когда она работала заместителем председателя правления «Укрсоцбанка».
О лояльности Жуковской к Фирташу указывает и тот факт, что в последний период частым гостем в ее кабинете стал Иван Фурсин - младший партнер Фирташа в «РосУкрЭнерго».
Сам Фирташ мог легко добиться от НБУ нужного внешнего управляющего для «Надра» - олигарх находится в близких отношениях с заместителем главы НБУ Анатолием Шаповаловым, они даже являются соседями по имениям на дамбе в Конча-Заспе.
Собственно, после продажи «Надра-банка» Фирташу осенью 2008 и вплоть до введения временной администрации в феврале 2009 года является предметом расследования, которое начало СБУ под кураторством Хорошковского.
По информации, собранной из различных источников, речь идет о выводе средств из банка его бывшими владельцами.
Два кредита двум банкротам
В ноябре 2008 года, уже после открытия линии рефинансирования для «Надра-банка», старый менеджмент лишь частично направил деньги на возвращение их юридическим и физическим лицам.
В условиях, когда банк находился на грани катастрофы, его руководство выдало кредиты структурам, которые входят в сферу интересов Игоря Еремеева, на тот момент еще владельца «Надра-банка».
В частности, утверждают источники в силовых органах, 390 миллионов гривен поступило на счета двух малоизвестных фирм.
170 миллионов гривен в кредит получило некое общество с ограниченной ответственностью «К-Л-О».
Фирма «К-Л-О» не имеет отношения к одноименной сети заправок, а видом ее деятельности значатся «посреднические услуги». Зарегистрирована она была в квартире в Днепропетровске.
Вторая фирма - частное предприятие «Найт» - получило от банка «Надра» в кредит 210 миллионов гривен. Эта компания зарегистрирована в Днепродзержинске, а видом ее деятельности является «розничная торговля в неспециализированных магазинах».
Далее, рассказывают источники, кредитные средства только транзитом задержались на счетах двух компаний, а затем они были рассеяны через ряд других фирм.
Последующие события вокруг «Найт» и «К-Л-О» происходили синхронно и закончились их закрытием вместе со всеми долгами, которые они имели перед банком «Надра».
17 февраля 2009 года обе фирмы принимают решение о своей ликвидации.

17 марта выходят два постановления Хозяйственного суда Днепропетровской области о признании этих фирм банкротами.
А еще через полтора месяца, 14 мая суд снова в один день выносит два постановления - об окончательной ликвидации ООО «К-Л-О» и частного предприятия «Найт».
Оба решения вынесены судьей Петренко.
Здесь же в судебных постановленях зафиксировано, что компания «Найт» должна банку «Надра» 230 миллионов гривен, а «К-Л-О» - 190 миллионов, но средств для погашения этих долгов у них нет.
«По результатам ликвидационного баланса в банкрота отсутствует имущество, поэтому следует принять решение о ликвидации юридического лица банкрота Согласно закону, требования, не удовлетворенные за недостатком имущества, считаются погашением», - говорится в судебном решении.
Остается вопросом для следствия выяснить, как «Надра» без адекватных залогов предоставило такие средства в заем, куда смотрел кредитный комитет, и кто давил с необходимостью предоставления таких кредитов?
Из уставных документов фирм «К-Л-О» и «Найт» невозможно установить их происхождение. Собственниками обеих компаний являются физические лица, которые больше не фигурируют в учредительных документах других структур.
Зато в судебных постановлений о ликвидации «К-Л-О» и «Найт» можно найти следы реальных организаторов этой схемы. В частности, видно, с кем еще имели дело эти две фирмы.

Так, общество с ограниченной ответственностью «К-Л-О» осталось должно 500 тысяч гривен компаниям «Вест Ойл Груп» и «Континиум-Укр-Ресурс»
А частное предприятие «Найт» имело кредиторскую задолженность перед той же компанией «Вест Ойл Груп» и совместным украино-английским предприятием "Западная нефтяная группа".
И «Вест Ойл Груп», и «Континиум-Укр-Ресурс» и «Западная нефтяная группа» входят в сферу интересов луцкого бизнесмена и бывшего руководителя фракции Литвина Игоря Еремеева. Который, о чем упоминалось в начале статьи, был одним из реальных, но непубличных соучредителей банка «Надра».
Тимошенко и Фирташ снова воюют
Эта схема - не единственная тема, которой сейчас занимается СБУ по делу банка «Надра».
По информации, упомянутые фирмы «К-Л-О» и «Найт» брали кредиты в банке «Надра» еще в те времена, когда ничего не предвещало экономического кризиса. Залогом по соглашениям была собственность Еремеева и Лагура - нефтяные активы и молокозаводы.
Однако после начала кризиса фирмы «К-Л-О» и «Найт» заключили выгодные для себя дополнительные соглашения с банком «Надра». Во-первых, полученные ими долларовые кредиты были переведены в гривневые, а, во-вторых, реальные залоги была заменены на неликвидные.
Причину такой уступчивости «Надра-банка» может раскрыть тот факт, что Еремеев обслуживался в vip-департаменте банка. Руководил этим департаментом один молодой человек, который после последних событий был уволен из «Надра-банка» и перешел работать ... в еремеевскую группу «Континиум».
Однако во главе этой схемы переоформления кредитов и изменения залога был другой человек - руководитель банка «Надра» Игорь Гиленко. Без него это никогда не было бы реализовано.
По словам компетентных источников, после увольнения с должности 11 февраля 2009 года, он ударился в бега. Существует информация, что Гиленко уехал из Украины и поселился в Подмосковье - в Звенигороде - а компанию ему якобы составил один из вице-президентов банка «Надра».
Он знал, что делал, когда решил сменить место жительства - потому что у партнера Еремеева Сергея Лагура уже пытались провести обыск.
Однако, если Гиленко начнет говорить, то туго станет уже самому Фирташу. Бывший председатель правления банка является носителем другой важной информации - какие физические лица взяли кредиты в «Надра» после открытия для него рефинансирования НБУ, полученного под гарантии Фирташа.
На тот момент Фирташ уже назначил ряд своих людей в кредитный комитет банка, и они не могли не знать об этих аномальных решениях, когда в разгар кризиса деньги направлялись не для расчетов с клиентами банка, а на выдачу новых кредитов.
Нынешний сценарий Фирташа - это оздоровление «Надр» под руководством лояльной Жуковской, переход банка под контроль группы «РосУкрЭнерго». Временная администрация уже похвалилась первыми результатами. На момент прихода Жуковской в «Надра» на корсчетах было 60 миллионов гривен, тогда как сейчас эта сумма увеличилась до 700 миллионов.
Но главное, с чем борется Фирташ - это не допустить замысла Тимошенко. Она хочет лишить своего оппонента финансовой площадки, требуя провести рекапитализацию «Надра-банка» и забрать финучреждение в государственную собственность. Тогда уплаченные олигархом деньги за банк будут потраченными на ветер.
PS. Во время подготовки данного материала УП обращалась за комментариями к Игорю Еремееву, Валентине Жуковской и братьев Сегаль, однако никто из них не ответил согласием. В связи с недоступностью Игоря Гиленко редакция обращается к нему с просьбой выйти на связь и прокомментировать изложенные в публикации факты.